Двери античности |
Семь спорят городов о дедушке Гомере −В них милостыню он просил у каждой двери.(Английская эпиграмма) А что можно найти о дверях в произведениях самого Гомера? Вот, например упоминание межкомнатной двери в «Илиаде»: В доме огонь, один – под навесом двора разгораясь, И такой же – в сенях, пред дверями моей почивальни». А вот что писал о дверях сам Гомер в «Одиссее», содержащей множество информации о постройках крито-микенской эпохи: Эвриклея… тихо вышла из спальни; Серебряной ручкою дверь затворила, Крепко задвижки ремнем затянула; Потом удалилась.. На заре европейской цивилизации людям уже было недостаточно занавешенного проема в стене. Они устанавливали настоящую навесную дверь, которая поворачивалась на петлях той или иной конструкции, имела засовы. В эпоху развития товарообмена и формирования имущественных отношений основной функцией двери стала защита собственности. Даже продукты в доме в первую очередь принадлежала мужчине – хозяину, во вторую – женщине, потом детям. Входные двери с совершенствующимися механизмами запирания стали такой же неотъемлемой атрибутикой жилища как домашний очаг. Не случайно женщины в комедиях Аристофана сетуют на хитроумные новые замки, не пускающие в кладовую когда хозяина нет дома. Более простые замки использовались в Египте еще за тысячу лет до греческого комедиографа при Рамзесе II. Гомер описывал замок как устройство, хорошо знакомое нам по изображениям на греческих вазах. Сочинитель подробен так, что археологам осталось лишь находить подтверждения его описаниям при раскопках Тиринфа или Микен. Вверх по ступеням высоким поспешно взошла Пенелопа, Мягкоодутлой рукой искусственно выгнутый медный Ключ с рукоятью из кости слоновой доставши... Быстро к дверям запертым кладовой подошед, Пенелопа Стала на гладкий дубовый порог (по снуру обтесавши Брус, тот порог там искусно устроил строитель, дверные притолки в нем утвердил и на притолки створы навесил). Быстро ремень от дверного кольца отвязавши, Ключ свой вложила царица в замок, отодвинув задвижку. Дверь отперла; завизжали на петлях заржавевших створы Двери блестящей.. Здесь все достоверно: дверь блестит, потому что обита медью для придания прочности и огнезащиты, порог кладовой дубовый, потому что она посещается нечасто в отличие от главного помещения дома с порогом из ясеня, косяки из более вязкого кипариса прекрасно держали прибитые гвоздями петли. Жилище древнего грека было скромным. Дома в Афинах были из необожженного кирпича, теснились на узких кривых улицах. Двери здесь играли еще одну немаловажную роль. Выходя из дома, грек стучал в дверь, чтобы не ушибить прохожего. Глина – материал хрупкий и недолговечный. Любой дом было легко сломать и так же просто восстановить. Вместо окон были маленькие форточки под крышами, а отношение к дверям было таким трепетным, что ворам и в голову не приходило их ломать, а приходилось подкапывать стену. Таких называли стенокопами, отсюда же наш аналог − «медвежатник». Древние римляне переняли многое из культуры и быта греков. Основная часть дома римлянина называлась "атриум" — квадратный дворик с бассейном посередине для сбора дождевой воды. Отверстие в крыше над двориком соответствовало размеру бассейна. Изначально это было единственное помещение в доме. В атриуме был очаг, здесь ели и спали. Тут выясняется еще одна важная функция дверей. Дело в том, что поскольку окон как таковых тогда не было (в языке вообще отсутствовало это слово), свет проникал в атриум через дверные проемы. Позднее стали отгораживать небольшие спальни, кладовые, другие помещения. Дневной свет попадал в них из атриума через те же проемы дверей. Для римлян двери имели огромное значение и как символ границы между прошлым и будущим, начала чего-то нового. Придумали даже специального бога. Я́нус (лат. Ianus, от лат. ianua — «дверь», греч. Иан) — двуликий бог дверей, входов, выходов, начала и конца. Недаром в мифологии Древнего Рима особо почитался бог различных начинаний, входов и выходов, а также дверей – Двуликий Янус. Под покровительством Януса были любые входы – ворота частного дома, двери храма и т. д. Янус также отвечал за отсчет дней. Считали, его правая рука имела надпись «ССС», что соответствовало числу 300, а левая – LXV (65). В сумме эти числа дают 365 − количество дней в году. Отсюда и название первого месяца в году: по-римски «януариус», по-нашему − январь. Являясь таким символом, двери позволяли чувствовать себя дома вне времени. Мифологический подвижник воинских начинаний, Янус имел храм, двери которого открывались только после начала войны, перемирие было временем, когда они наглухо закрыты. За всю историю Рима до наступления нашей эры эти двери пришлось закрыть всего три раза. Двери греческих храмов хоть и не несли такой смысловой нагрузки, тоже получали должное серьезное отношение. Например, вход в храм главного бога Зевса оберегали огромные бронзовые двери высотой 10 м. Таков наш небольшой экскурс в античность. В следующей статье продолжим описание эволюции дверей и развития технологии их изготовления, определившего постепенный переход от камня и дерева к металлическим и в конечном итоге стальным дверям.
|
|||||||||||||||||||||
Обновлено 06.03.2013 18:12 | |||||||||||||||||||||
|